Официальное разъяснение Центрального банка РФ 3-ОР от 04.04.22
Официальное разъяснение Центрального банка РФ 3-ОР от 04.04.22 О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»
Руководствуясь пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее – Указ № 95), Банк России разъясняет вопросы применения отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ № 79) и Указа № 95.
1.1. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по всем внешнеторговым контрактам, предусматривающим
- передачу нерезидентам товаров,
- выполнение для них работ,
- оказание им услуг,
- передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них,
независимо от факта постановки контракта на учет в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И1. Обязательной продаже подлежат все виды иностранных валют без исключения.
1.2. Подпункт «б» пункта 3 Указа № 79 запрещает зачисление резидентами иностранной валюты на счета (вклады), открытые за пределами территории Российской Федерации. При этом пункт 1 Указа № 79 обязывает резидентов – участников внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 года на счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами.
В системной взаимосвязи данные положения Указа № 79 подразумевают необходимость зачисления всей экспортной валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, в целях ее дальнейшей обязательной продажи.
Таким образом, исполнение обязательств по внешнеторговым экспортным контрактам возможно путем зачисления денежных средств от
нерезидентов на банковские счета в уполномоченных банках либо без зачисления денежных средств на банковские счета в уполномоченных банках
в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4, 5, 7, 9, 11 и 13 части 2 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ2.
При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 813 Правительственная комиссия по контролю за
осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации обладает полномочиями по рассмотрению соответствующих заявлений и выдаче
разрешений на зачисление выручки на счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и
иных организациях финансового рынка.
1.3. Положения пункта 2 Указа № 79, устанавливающего обязанность резидентов – участников внешнеэкономической деятельности по
осуществлению обязательной продажи части валютной выручки по внешнеторговым экспортным контрактам, а также положения подпункта «б» пункта 3 Указа № 79, устанавливающего запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, распространяются на все внешнеторговые экспортные контракты и не содержат исключений в отношении внешнеторговых экспортных контрактов, требование о репатриации по которым с 1 июля 2021 года отменено.
1.4. В соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ4 выручкой от экспортной деятельности в рамках
контрактов, заключенных между резидентом и нерезидентом и предусматривающих куплю-продажу товаров, является только та выручка,
которая получена от нерезидента в рамках внешнеторговых контрактов, предусматривающих вывоз товаров из Российской Федерации.
1.5. Требование об обязательной продаже части валютной выручки, установленное Указом № 79, распространяется на резидента, являющегося
индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в случае, когда он осуществляет внешнеторговую деятельность и получает валютную выручку в результате указанной деятельности.
1.6. Резиденты – участники внешнеэкономической деятельности вправе выбрать любой не противоречащий законодательству Российской Федерации способ обязательной продажи части валютной выручки.
Такая продажа может осуществляться как уполномоченному банку, в котором участник внешнеэкономической деятельности находится на
обслуживании, так и иному уполномоченному банку либо на организованных торгах.
В случае если в отношении уполномоченного банка, в котором внешнеторговый контракт (кредитный договор) поставлен резидентом на учет
(далее – банк УК), иностранным государством введены ограничительные меры и резидентом – участником внешнеторговой деятельности экспортная
валютная выручка зачислена на счет в банк, отличный от банка УК, такой резидент может осуществить продажу части экспортной валютной выручки в таком банке, отличном от банка УК, либо иным способом, указанным в настоящем подпункте.
1.7. Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, в рамках реализации своих функций осуществляют контроль за соблюдением
резидентами требования об обязательной продаже валютной выручки, установленного Указом № 79.
В случае нарушения клиентами законодательства Российской Федерации, регулирующего валютные правоотношения, уполномоченные
банки в порядке, установленном Указанием Банка России от 16 августа 2017 года № 4498-У5, передают информацию о признаках нарушений
валютного законодательства Российской Федерации, в том числе положений издаваемых в настоящее время Указов Президента Российской Федерации, органам валютного контроля.
1.8. В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ6 государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (далее – ВЭБ.РФ) вправе осуществлять отдельные банковские операции, в том числе открывать и вести банковские счета юридических лиц, участвующих в
реализации проектов ВЭБ.РФ, юридических лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации контролирующими
или подконтрольными лицами юридического лица, участвующего в реализации проектов ВЭБ.РФ, а также осуществлять переводы денежных
средств по поручению юридических лиц, которым открыты счета в ВЭБ.РФ.
Таким образом, с учетом правового статуса ВЭБ.РФ и круга осуществляемых им банковских операций положения Указа № 95,
применимые к деятельности российских кредитных организаций, распространяются также на ВЭБ.РФ.
1.9. Указ № 95, установивший временный порядок исполнения российскими должниками обязательств перед иностранными кредиторами,
является правовым актом, который определяет способ надлежащего исполнения обязательств в предусмотренных им случаях.
Исполнение обязательств, подпадающих под регулирование Указа № 95, в порядке, им установленном, не может рассматриваться в качестве
ненадлежащего и, как следствие, по этому основанию признаваться событием дефолта.
Признание иностранными кредиторами факта исполнения российскими должниками своих обязательств в соответствии с Указом № 95 событием
дефолта не может рассматриваться российскими кредиторами в качестве основания для применения условия о кросс-дефолте по иным обязательствам данного российского должника.
2. Настоящее официальное разъяснение подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» и применяется с даты его размещения.
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Э.С. Набиуллина